Письменный опрос. Анкетирование как письменная форма опроса. Критерии классификации опросов

Текущая проверка осуществляется путем постоянного наблюдения учителем за работой учащихся на каждом уроке, проверок домашнего задания, устного опроса, контрольных письменных заданий, с помощью различных перфокарт, выполнения проверочных заданий, сделанных на компьютере, и др.

Тематическая проверка - ее суть раскрывается самим названием. Она проводится теми же методами и приемами, что и текущая, но носит эпизодический характер, например, по окончании изучения определенной темы или раздела или как межпредметная проверка по одной теме на разных учебных предметах. Может реализовываться в виде коллоквиума.

Периодическая проверка осуществляется в конце четверти или какого-то другого установленного в классе или школе периода.

Заключительная (итоговая) проверка - это различные формы аттестации за большой промежуток времени: семестр (полугодие), год, по окончании образовательного учреждения, чаще всего в виде зачетов и экзаменов.

Требования к данной группе методов:

Всесторонность;

Систематичность;

Объективность;

Гласность (сообщение отметки и оценочного суждения);

Учет специфики учебного предмета;

Индивидуализация;

Дифференциация;

Разнообразие форм и методов.

Методы контроля и самоконтроля

1 . устные - индивидуальный, фронтальный, уплотненный опрос

Индивидуальный опрос , когда ученик вызывается к доске и спрашивается домашнее задание, - один из самых распространенных методов в этой группе. Этот вид опроса самый трудный как для учителя, так и для уче­ников: для учителя потому, что, опрашивая одного ученика, надо каждый раз организовать работу так, чтобы класс не был предоставлен самому се­бе. Ученика надо спросить основательно; дав ему возможность высказать­ся полностью, ответить на дополнительные вопросы. На все это уходит очень много времени, поэтому многие учителя проводят такой опрос не­часто, в результате нередки ситуации, когда ученик в течение года ни ра­зу по данному предмету не отвечал устно полным, исчерпывающим отве­том: Это приводит к тому, что на экзамене он не может вразумительно сформулировать свой ответ даже при определенном его знании.

Для учителей, особенно молодых, трудно дать оценку знаний учени­ка и сформулировать объективное и убедительное оценочное суждение, которое очень важно как в обучающем, так и воспитывающем плане. Учителю необходимо отметить, насколько полно и содержательно отве­чал ученик, какой была его речь, как он справился с дополнительными вопросами и заданиями, что у него получилось хорошо, на что нужно об­ратить внимание при последующей подготовке заданий и ответах. От­метка обязательно должна обобщаться сразу после того, как высказано оценочное суждение. Можно предложить самому ученику по оценочно­му суждению определить, какой будет оценка, можно предложить вы­сказать оценочное суждение самому отвечающему или другим учени­кам. Все это способствует формированию умений оценки и самооценки.

Фронтальный опрос . Для получения экспресс-информации о сте­пени готовности класса к усвоению нового материала и актуализа­ции имеющихся знаний учитель проводит фронтальный опрос, при котором вопросы обращены ко всему классу. Его проведение ускоря­ют разнообразные сигнальные карточки, которые ученики показыва­ют в ответ на вопрос учителя: сразу же видно, кто отвечает правиль­но, а кто не знает ответа. Фронтальный опрос должен проходить в быстром темпе и не занимать много времени на уроке.

Уплотненный опрос должен устранить многие недостатки индивиду­ального опроса Вызываются два-три ученика, и им даются задания, которые они могут выполнить за 10-15 минут, сделав краткие записи на доске. Четыре-шесть человек приглашаются сесть за первые столы и получают заранее подготовленные карточки с тестами, вопросами, заданиями, на которые они отвечают письменно. Задания также должны быть рассчитаны на этот же временной отрезок. К доске вызываются еще два ученика, один из которых будет выполнять функции опрашивающего учителя, второй - ученика. Учитель класса координирует, контролирует и направляет всю эту работу. Оставшаяся часть класса должна подготовить дополнительные вопросы для всех отвечающих у доски, быть готова к комментированию любого ответа. В результате за 15-20 минут будет опрошена половина класса, на следующем уроке - другая половина При этом надо следить, чтобы дававшие письменные ответы при проведении уплотненного опроса по другой теме или индивидуальна опроса отвечали устно.

Устная форма проведения проверки знаний способствует выработке быстрой реакции на вопрос, развитию памяти учащихся, устной речи, осознанию своего знания или незнания, так как, пока ученик не попытается перевести то, что он учил, в речь, он не может быть уверенным, что выучил домашнее задание.

Методы устного и письменного опроса находят широкое применение в педагогических сбора первичной вербальної1 информации.

Устный опрос может носить характер интервью или беседы. Беседа представляет собой устное общение исследователя в произвольной форме с одним или несколькими ее участниками (учениками, учителями, родителями учеников и т. п). Во время беседы вопросы могут задавать как исследователем, так и исследуемыми. Интервью - это та же беседа, но у же с одним исследуемым. Вопрос во время интервью задает только исследователь.

Письменный опрос проходит в виде анкетирования. В интервьюировании, беседе и анкетировании принимают участие два основных лица - исследователь и опрашиваемый (респондент)1. Респондентами могут выступать учащиеся, студенты, педагогические работники, руководители органов образования, родители детей. Интервьюирование и беседа имеют место в случае непосредственного социально-психологического взаимодействия исследователя и респондента, а анкетирование происходит при опосредованном их взаимодействии.

С помощью этих методов на основе высказываний опрашиваемых получают данные о разнообразных фактах действительности.

К преимуществам рассмотренных методов следует отнести их универсальность (фиксируются как мотивы, так и результаты деятельности людей, их мнение и т. п), а также получения с их помощью данных, которые легко поддаются количественному обработке.

Устный опрос предполагает, что заранее составленные вопросы зачитывает исследователь, который проводит интервьюирование или беседу, и он сам записывает ответы на них, услышанные от опрашиваемых.

Особенности интервью и беседы заключаются в следующем. В педагогических исследованиях перед интервью ставится цель выявить отношение людей к определенным педагогических явлений (интервью мнения) и освещение различных событий и фактов (документальное интервью). Беседу применяют тогда, когда для получения нужной информации недостаточно опираться только на определенный перечень вопросов. Потребность в беседе возникает тогда, когда для выяснения определенного обстоятельства возникает необходимость всесторонне ее обсудить, а заранее предсказать, в каком направлении пойдет это обсуждение. Беседа носит ярко выраженный импровизационный характер. Но и для нее, так же как и для интервью, нужен заранее разработанный опросник.

Во время устного опроса у исследователя существующий обязательный контакт с опрашиваемыми. Это дает ему возможность видеть, как опрашиваемый относится к процедуре опроса, как он реагирует на тот или иной вопрос. Но не только непосредственное взаимодействие исследователя и опрашиваемого имеют решающее значение для достижения поставленной цели. На результаты опроса влияет и внешний вид исследователя, и его возраст и пол, темп опроса, способ регистрации ответов, место и условия проведения интервью или беседы.

На устный ответ опрашиваемый тратит меньше времени и энергии, чем на письменный. Но несмотря на это, устный опрос имеет некоторые свои недостатки. Все опрашиваемые находятся в неодинаковых условиях, некоторые из них может получить за дополнительные вопросы помощь; выражение лица или определенный жест исследователя могут повлиять на опрашиваемого; личный контакт с исследователем может несколько взволновать опрашиваемого и повлиять на объективность ответов.

Основной особенностью устного опроса, что отличает его от других методов сбора первичной информации является то, что ее достоверность и полнота в значительной степени зависит от качеств заранее подготовленных вопросов, организации и условий, в которых опрашиваемые дают ответы на вопросы. Так, например, вопросы, нечетко сформулированные или затрагивающих личные дела опрашиваемого, чаще всего являются причиной ложных ответов; отсутствие понимания опрашиваемыми цели исследования может привести к небрежному их отношение к ответам на вопросы. Плохая организация приводит к потере информации, а неодинаковые условия, в которых находятся опрашиваемые, ведут к снижению ее достоверности.

устный опрос достигло поставленной цели, оно должно заранее тщательно готовиться. Подготовка опроса заключается в разработке вопросов и составлении опросника. Целесообразно, чтобы в опроснике рядом с каждым вопросом было предусмотрено место и для записи ответов. В последнее время стало доступным записывать ответы с помощью механических средств (магнитофонов, диктофонов и т. п). Заранее зная о наличии такой возможности, не нужно предусматривать в опроснике места для письменного записи ответов опрашиваемого.

При разработке вопросов следует придерживаться следующих требований:

1) опрос не должен носить случайного характера, а быть целенаправленным; при этом более понятны опрашиваемому вопросы задаются раньше, более трудные - позднее;

2) вопросы должны быть лаконичными, конкретными и понятными для всех опрашиваемых;

3) вопросы, назначении как для учеников, так и учителей, не должны противоречить педагогическому такту и профессиональной этике;

4) часть вопросов уместно составлять так, чтобы с их помощью было возможно проверить объективность ответов на предыдущие вопросы;

5) следует учитывать, что во время устного опроса разные обстоятельства могут сдерживать мысли опрашиваемого и вызывать неискренность ответов (например, чрезмерное волнение, невнимательность, усталость, застенчивость и тому подобное).

Вопрос по форме ожидаемых ответов делятся на закрытые, полузакрытые и открытые. При использовании закрытых вопросов опрашиваемому предлагаются возможные ответы, одну из которых он должен выбрать. Полузакрытые вопросы предполагают возможность выбора ответа из готового списка или самостоятельной ответа. Ответы на открытые вопросы незапланированные и полностью записываются исследователем.

Для успешного проведения самого опроса целесообразно выполнять следующие правила:

1) во время опроса исследователь и опрашиваемый должны быть наедине, без посторонних слушателей;

2) каждый устный вопрос должен зачитываться с опросником без каких-либо изменений и дополнений;

3) вопросы должны ставиться только в такой последовательности, как это предусмотрено анкетой

4) опрашиваемый не должен видеть вопросника чтобы не иметь возможности самому читать следующие вопросы;

5) исследователь не должен влиять на опрашиваемого любым способом (косвенно подсказывать ответ, покачивать головой в знак несогласия, кивать головой и тому подобное);

6) в том случае, когда видно, что вопрос мало понятен опрашиваемому, исследователь может задавать только нейтральные вопросы, например: "Что вы хотели этим сказать?", "Объясните подробнее";

7) если опрашиваемый не понимает вопроса, его нужно прочитать еще раз; ни в коем случае не нужно объяснять опрашиваемому вопросы и имеющиеся в нем понятия; если вопрос остался для опрашиваемого непонятным и после повторного считывания, возле него следует написать: "Вопрос непонятный";

8) ответы записываются в вопросник во время опроса.

Устный опрос не должно быть продолжительным: с учащимися не более 15-20 минут, с педагогическими работниками - в пределах 30 минут.

Письменный опрос предполагает, что ответы на поставленные вопросы письменно заносятся в специальную заранее составленную анкету1. При анкетировании опрашиваемый сам читает предлагаемые ему письменно вопросы и отвечает на них письменно. Благодаря этому анкетирования иногда называют самореєстрацією.

К преимуществам анкетирования чаще всего относят:

Оперативность проведения (за достаточно короткое время можно опросить большое количество людей и получить много сведений);

Возможность получить письменные ответы на такие вопросы, которые по ряду субъективных причин устно остаются без ответов (обычно это бывает в тех случаях, когда опрашиваемые чего-то боятся или стесняются и не решаются сказать об этом вслух).

Целесообразность применения анкетирования является оправданной в тех случаях, когда необходимо:

1) получить какие-то фактические данные (сведения о пол и возраст учащихся, уровень их успеваемости, образование и уровень квалификации педагогических работников, об оснащенности учебных заведений учебной литературой, компьютерными средствами и тому подобное);

2) выяснить отношение опрашиваемых к определенной проблемы или явления (например, как учитель оценивает потребность в рабочей тетради по его предмету, доволен выпускник педуниверситета уровнем его подготовки к применению информационных технологий из его предмета, студенты довольны условиями проживания в общежитии и тому подобное);

3) получить единственно возможные и очень конкретные ответы (в этом случае опрашиваемый может дать лишь выборочную ответ "так" или "нет", например это может быть вопрос о факте ознакомления с чем-либо, об отношении к чему-то тому подобное); в этом случае есть возможность получить точные, конкретные и удобные для анализа данные, но это не дает возможности выяснить качественную сторону вопросов и много интересного и существенного для исследователя выпадает из поля зрения;

4) оценить какие-то явления или события или назвать их в порядке предпочтения (это может быть оценка того, каким учебным предметам или увлечением в свободное от учебы время предпочитает ученик или студент и др.).

Анкеты могут быть именными, когда они подписываются опрашиваемыми, или анонимными. Выбор типа анкеты зависит от многих факторов, главные из которых заключаются в том, насколько вопросы анкеты затрагивают личность опрашиваемого или могут влиять на его искренность. В то же время анонимные анкеты вызывают определенные опасения относительно добросовестности их заполнения и достоверности изложенной в них информации. Поэтому при составлении анкеты, так же как и опросника, важно иметь в виду два обстоятельства: способны ли выбранные для исследования лица ответить на поставленные вопросы; можно предположить, что они дадут искренние ответы. Следует помнить, что во многих случаях искренности ответов можно достичь анонимным анкетированием.

Вопросы в анкете могут быть открытыми или закрытыми. Открытые вопросы требуют от опрашиваемого самостоятельно и произвольно составлять свои ответы. Например (анкеты для учителей): "Какими источниками информации вы пользуетесь для повышения собственного профессионального уровня?". Понятно, что ответ на такой вопрос однозначно предсказать почти невозможно. Тот же вопрос в закрытой форме предусматривает выбор ответа из заранее составленного списка ответов к этому вопросу. Вот как он может выглядеть:

а) научной литературой;

б) методическими разработками;

в) публикациями в профессиональных периодических изданиях;

г) изучением опыта коллег;

д) поиском информации в Интернете.

Закрытые вопросы анкеты дают не такое полное представление о исследуемый вопрос, потому что они сужают возможности опрашиваемых, но анкетирование с их помощью производится быстрее и их легче обрабатывать.

Иногда в случае потребности в одной анкете сочетают оба типа вопросов.

Как уже говорилось, от правильной организации и тщательной подготовки зависит качество информации, полученной в результате устного или письменного опроса. Существует ряд критериев качества информации, требований и правил организации и планирования опроса.

К критериям качества информации относятся ее надежность и достоверность.

Надежностью называется степень независимости информации от влияния случайных факторов. Для обеспечения надежности информации необходимо соблюдать максимально возможного равенства условий сбора информации: место и обстоятельства опроса, порядок и формулировка вопросов и ответов, влияние исследователя на опрашиваемых.

Для получения достоверной информации исследователь должен обеспечить в опрашиваемых мотивацию к участию в исследовании. Необходимо, чтобы допрашиваемый воспринял нужную информацию, правильно понял ее, смог вспомнить события прошлого и адекватно сформулировать выбранную им ответ.

Качество первичной информации в значительной степени зависит от качества опросника или анкеты, которые играют роль измерительного инструмента. Критериями оценки качества инструментов измерения является их устойчивость и обоснованность. Устойчивость - это степень воспроизведения результатов опроса тех же лиц при повторном применении опросника в прежних условиях.

В связи с проведением устного или письменного опроса важное значение приобретает вопрос о том, сколько опрашиваемых должно быть охвачено исследованием. Однозначный ответ на такой вопрос дать трудно. Это зависит от многих обстоятельств: от характера и сложности выбранных для исследования явлений, от степени варьирования результатов наблюдения, относительных ошибок, от уровня вероятности исследуемого явления. Опыт показывает, что в педагогическом исследовании устным или письменным анкетированием должно быть охвачено не менее 100 человек. Это дает возможность обработать результаты анкетирования статистически и сделать достоверные выводы об исследуемый вопрос.

Методы устного и письменного опроса могут применяться как один из основных способов получения необходимой для исследователя информации, так носить и вспомогательный характер.

Письменный опрос, или анкетирование метод исследования, основанный на получении от респондентов ответов (как правило письменных, но также возможно анкетирование и через компьютерную сеть) на вопросы, выстраивающиеся вокруг основной темы исследования. Ориентировано на получение сведений о событиях жизни, мнениях, оценках, поведении. При этом респондент сам читает предлагаемые ему вопросы и сам записывает или как-то иначе фиксирует свои ответы [Ноэль Э. , 1978].

При анкетировании используются анкеты. Анкета (от фр. anquete – список вопросов) - средство анкетирования, представляющее собой форматированный бланк , имеющий формулировки вопросов и возможные варианты ответов с отдельными полями для внесения этих ответов, строго соответствующими номерам вопросов, из которых респондент (лат. responsare - отвечать) должен выбрать наиболее подходящие или по образцу которых предложить собственные ответы. Используемые при этом бланки (от фр. blanc – белый, чистый) выступают как форма фиксации ответов испытуемого.

Опрос по анкете предполагает жестко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, ясное указание способов ответа. При этом регистрация ответов опрашиваемым может осуществляться:

· либо наедине с самим собой (заочный опрос),

· либо в присутствии анкетера (прямой опрос).

С помощью опросов выявляются субъективные мнения и оценки, которые подвержены колебаниям, воздействиям условий опроса и других обстоятельств, Чтобы минимизировать искажения данных, связанные с этими факторами, любую разновидность опросных методов следует практиковать в сжатые сроки. Нельзя растягивать опрос на долгое время, так как к концу длительного опроса могут измениться внешние обстоятельства, а информация о его проведении будет передаваться опрашиваемыми друг другу с какими-то комментариями, и эти суждения станут влиять на характер ответов тех, кто позже попадет в состав респондентов.

Виды анкет. Анкетные опросы классифицируются, прежде всего, по содержанию и конструкции задаваемых вопросов.

Анкеты различаются по формулировкам вопросов. Так, могут быть вопросы открытыми или закрытыми (см. выше) [Ядов В.А., 1987].

Также выделяют анкеты по объему:

· анкеты малого объема предполагают последовательный переход респондента от одного вопроса к другому;

· большие анкеты могут иметь разветвленную структуру: в зависимости от ответа на специальные вопросы-фильтры респондент может пропускать определенные группы вопросов [Осипов Г.В., Андреев Э.П., 1977]; [Ноэль Э., 1978].

Особой формой опроса является зондажный опрос , или экспресс-опрос, который применяется в обследованиях общественного мнения и содержит всего 3-4 пункта основной информации плюс несколько пунктов, связанных с демографическими и социальными характеристиками опрашиваемых.

Групповое анкетирование отличается от индивидуализированного .

В первом случае анкетируют сразу до 30-40 человек: анкетер собирает опрашиваемых, инструктирует их и предоставляет возможность заполнить анкету, во втором - он работает индивидуально с каждым респондентом.

Наконец, при классификации анкет используют также многочисленные критерии, связанные с темой опросов:

· событийные анкеты,

· анкеты на выяснение ценностных ориентаций,

· статистические анкеты (в переписях населения),

· хронометражи суточных бюджетов времени и т.д.

Опрос по почте отличают от очного анкетирования на месте:

В первом случае ожидается возвращение опросного листа (например, по заранее оплаченному почтовому отправлению),

Во втором - анкетер сам собирает заполненные листы.

Очевидно, что в случае проведения опроса в группах процент людей, заполнивших и вернувших анкету, будет выше, чем при опросе по почте. При использовании почты возврат опросников всегда является проблемой. При этом возврат, равный 70-85%, - считается очень хорошим, 60-70% - более или менее приемлемым, ниже 60%, указывает на возможность нерепрезентативности данных.

Однако, учитывая его существенно меньшую стоимость (в 10-20 раз дешевле, чем сбор данных путем интервью), этот способ опроса вполне оправдан.

Другая проблема с количеством возвратов возникает, если вернувшие заполненный опросник имеют какие-либо важные отличия от тех, кто не вернул. Такая проблема называется искажением, вызванным отсутствием ответа . В случае такого искажения выводы о популяции в целом делать, по меньшей мере, рискованно.

Соблюдение некоторых дополнительных требований может повысить возврат разосланных анкет.

Главные факторы, влияющие на повышение возврата, следующие:

· анкета небольшая, состоит преимущественно из закрытых вопросов и поэтому ее легко заполнить;

· респондентов до опроса предупреждают о том, что к ним придет анкета и им будут благодарны за помощь; такое уведомление повышает возврат заполненных анкет на 10-15% (уведомление по телефону еще более эффективно);

· при отсутствии ответа происходит дополнительное напоминание, повторное отправление анкеты; подобное напоминание (через 2-3 недели) повышает возврат на 18%, а вторичное напоминание - на 26%;

· «вознаграждение», в качестве которого могут использоваться сувениры, позволит повысить возврат на 9%.

Система

Устного опроса

Проверка

Качества знаний

на уроках истории

Обществознания

Методы контроля знаний
































Разгадайте кроссворд;

Оценивание

«Отлично»

«Хорошо»

«Удовлетворительно»

«Неудовлетворительно»

Предварительный просмотр:

Система

Устного опроса

Проверка

Качества знаний

на уроках истории

Обществознания

Методы контроля знаний

Методы контроля - это способы деятельности преподавателя и студентов, в ходе которых выявляются усвоение учебного материала и овладение студентами требуемыми знаниями, умениями и навыками.
В средних специальных учебных заведениях основными методами контроля знаний, умений и навыков студентов являются: устный опрос, письменная и практическая проверки, стандартизированный контроль.
Цели контроля определяют выбор методов, при этом следует учитывать, что названные методы могут применяться во всех видах контроля.
Только правильное и педагогически целесообразное сочетание всех методов контроля способствует повышению качества учебно-воспитательного процесса.
Устный опрос - наиболее распространенный метод контроля знаний студентов.
Устный опрос требует от преподавателя большой предварительной подготовки: тщательного отбора содержания, всестороннего продумывания вопросов, задач и примеров, которые будут предложены, путей активизации деятельности всех студентов группы в процессе проверки, создания на занятии деловой и доброжелательной обстановки.
Различают фронтальный, индивидуальный и комбинированный опрос. Фронтальный опрос проводится в форме беседы преподавателя с группой. Его достоинство в том, что в активную умственную работу можно вовлечь всех студентов группы.
Вопросы должны иметь преимущественно поисковый характер, чтобы побуждать студентов к самостоятельной мыслительной деятельности.
Индивидуальный опрос предполагает обстоятельные, связные ответы студентов на вопрос, относящийся к изучаемому учебному материалу, поэтому он служит важным учебным средством развития речи, памяти, мышления студентов.
Для того, чтобы группа слушала ответ своего товарища, опытные преподаватели используют разные приемы. Например, студентам предлагается составить план ответа, оценить (проанализировать) ответ (полноту и глубину, последовательность, самостоятельность, форму). Можно проводить подобную работу в виде рецензирования ответа товарища.
Заключительная часть устного опроса - подробный анализ ответов учащихся.
Устный опрос как метод контроля знаний, умений и навыков требует больших затрат времени, кроме того, по одному и тому же вопросу нельзя проверить всех учащихся. Поэтому опытные преподаватели в целях рационального использования рабочего времени проводят комбинированный, уплотненный опрос, сочетая устный опрос с другими методами: с письменным опросом по карточкам, с самостоятельной работой.
Широкое применение для контроля находят профессиональные задачи (технологические, диагностические, экономические, и др.), деловые игры.

Практическая проверка - это ведущий метод контроля в период производственной практики. Контроль, знаний, умений, навыков осуществляется как в ходе выполнения студентами конкретной производственной деятельности, так и по ее результатам.
Стандартизированный контроль предусматривает разработку тестов. Тест состоит из двух частей - задания и эталона. Задание выдастся студентам для выполнения, эталон представляет собой образец правильного и последовательного выполнения задания. Сравнивая эталон с ответом студента, можно объективно судить о качестве усвоения учебного материала.
В педагогической практике тестовая проверка знаний осуществляется в форме ответов студентов на различные вопросы, записанные на специальных карточках-заданиях. Правильность ответа можно проверять двумя способами: с помощью машинного и безмашинного контроля.
При машинном контроле ответы кодируются и вводятся в контролирующее устройство, где они сравниваются с эталонами, и машина на основе заданного критерия выдает оценку.
При безмашинном контроле ответы студентов на вопросы задании тоже кодируются, но проверяет ответы преподаватель при помощи различных приспособлений - шаблонов.
Тестовый контроль дает возможность при незначительных затратах аудиторного времени проверить всех студентов. Основной недостаток этого контроля - ограниченность применения: с его помощью можно проверить только репродуктивную деятельность студентов знакомство с учебным материалом и его воспроизведение, поэтому он наиболее применим в процессе текущего контроля.

Назначение контроля и предъявляемые к нему требования

Контроль знаний и умений студентов - один из важнейших элементов учебного процесса.

Контроль знаний и умений студентов выполняет в процессе обучения проверочную,обучающую,развивающую, воспитательную и методические функции, наиболее важная и специфическая - проверочная функция.
Правильно организованный контроль знаний и умений служит как целям проверки, так и целям обучения. Поэтому обучающая функция - другое важное предназначение контроля. В ходе выполнения контрольных заданий происходит повторение и закрепление, совершенствование приобретенных ранее знаний путем их уточнения и дополнений, студенты переосмысливают и обобщают пройденный материал, используют знания в практической деятельности.
Развивающая функция контроля заключается в том, что он дает большие возможности для развития личности студента, формирования его познавательных способностей, так как в этом процессе происходит напряжение умственной деятельности. При любой проверке студентам необходимо воспроизводить усвоенное, перерабатывать и систематизировать имеющиеся знания, делать выводы, обобщения, приводить доказательства, что эффективно содействует развитию обучаемого.
Контроль знаний и умений решает и воспитательную функцию, т.к. он всегда глубоко затрагивает эмоциональную сферу личности. Контроль дисциплинирует ученика, воспитывает у него чувство ответственности за свою работу, приучает к систематическому учебному труду, стимулирует регулярную активную учебную деятельность, серьезное и добросовестное отношение к ней.
Контроль знаний и умений выполняет методическую функцию. Его процесс и результаты очень важны для совершенствования работы самого преподавателя. Контроль позволяет оценить методы преподавания, увидеть его сильные и слабые стороны, выбрать оптимальные варианты обучающей деятельности.
Контроль дает необходимый учебный и воспитательный эффект при соблюдении ряда требований. Контроль должен быть: планомерным и систематическим, т.е. осуществляться в соответствии с запланированным ходом учебно-воспитательного процесса, составлять его органическую часть и строиться на основных вопросах программы обучения.
- Объективным, позволяющим реально и сопоставимо оценивать успехи и недостатки учебной деятельности студентов, правильно установить степень овладения знаниями и умениями, исключающими субъективные оценочные суждения;
- всесторонним, т.е. наиболее полно выявлять фактический уровень усиления студентами учебной информации, охватывать все разделы программы, обеспечивать проверку не только предметных знаний, но и усвоение мировоззренческих идей, обще учебных и специальных умений и навыков.
- педагогически тактичным, осуществляться в спокойной деловой обстановке.

Устный опрос – наиболее распространенный метод контроля знаний учащихся.

При устном опросе устанавливается непосредственный контакт между преподавателем и учащимся, в процессе которого преподаватель получает широкие возможности для изучения индивидуальных особенностей усвоения учащимися учебного материала.
Устный опрос требует от преподавателя большой предварительной подготовки: тщательного отбора содержания, всестороннего продумывания вопросов, задач и примеров, которые будут предложены, путей активизации деятельности всех учащихся группы в процессе проверки, создания на занятии деловой и доброжелательной обстановки.
Различают фронтальный, индивидуальный и комбинированный опрос.
Фронтальный опрос проводится в форме беседы преподавателя с группой. Он органически сочетается с повторением пройденного, являясь средством для закрепления знаний и умений. Его достоинство в том, что в активную умственную работу можно вовлечь всех учащихся группы. Для этого вопросы должны допускать краткую форму ответа, быть лаконичными, логически увязанными друг с другом, даны в такой последовательности, чтобы ответы учащихся в совокупности могли раскрыть содержание раздела, темы.

С помощью фронтального опроса преподаватель имеет возможность проверить выполнение учащимися домашнего задания, выяснить готовность группы к изучению нового материала, определить сформированность основных понятий, усвоение нового учебного материала, который только что был разобран на занятии.
Целесообразно использовать фронтальный опрос также перед проведением лабораторных и практических работ, так как он позволяет проверить подготовленность учащихся к их выполнению.
Вопросы должны иметь преимущественно поисковый характер, чтобы побуждать учащихся к самостоятельной мыслительной деятельности. Этому требованию отвечают, например, вопросы таких видов: на установление последовательности действия, процесса, способа (“Что произойдет…”, “Как изменится…”); на сравнение (“ В чем сходство и различие…” , “Чем отличается…”); на объяснение причины (“Почему…”, “Для чего…”); на выявление основных характерных черт, признаков или качеств предметов явлений (“Укажите важные свойства…”, “В каких случаях…”, “Какие условия необходимы…”); на установление знания того или иного явления, процесса (“Какое значение имеет…”, “Какое влияние оказывает…”); на объяснение (“Чем объяснить…”, “Как обосновать…”).
Индивидуальный опрос предполагает объяснение, связные ответы учащихся на вопрос, относящийся к изучаемому учебному материалу, поэтому он служит важным средством развития речи, памяти, мышления учащихся.
Чтобы сделать такую проверку более глубокой, необходимо ставить перед учащимися вопросы, требующие развернутого ответа.
Вопросы для индивидуального опроса должны быть четкими, ясными, конкретными, емкими, иметь прикладной характер, охватывать основной, ранее пройденный материал программы. Их содержание должно стимулировать учащихся логически мыслить, сравнивать, анализировать сущность явлений, доказывать, подбирать убедительные примеры, устанавливать причинно-следственные связи, делать обоснованные выводы и этим способствовать объективному выявлению знаний учащихся.
Вопросы обычно задают всей группе и после небольшой паузы, необходимой для того, чтобы все учащиеся поняли его и приготовились к ответу, вызывают для ответа конкретного учащегося.
Для того чтобы группа слушала ответ своего товарища, опытные преподаватели используют разные приемы. Например, учащимся предлагается составить план ответа, оценить (проанализировать) ответ (полноту и глубину, последовательность, самостоятельность, форму). Можно проводить подобную работу в виде рецензирования ответа товарища. Эта работа первоначально сложна для учащихся, поэтому их следует обучить элементарным правилам рецензирования, например, предложить следующий план рецензии: определить полноту ответа, его правильность, выявить ошибки, недочеты, последовательность (логику) изложения. Учащиеся могут предложить свой план ответа. Для подготовки рецензии следует рекомендовать учащимся записывать свои замечания по ходу ответа. В таких случаях оценить можно не только отвечающего у доски, но и тех, кто участвовал в обсуждении.
Можно использовать и такой прием, вызывающий интерес к проверке, как постановка вопросов учащемуся, отвечающему у доски. В тех случаях, когда учащийся испытывает затруднение, преподаватель предлагает группе задавать вопросы в такой последовательности, чтобы ответы на них позволили полностью и логично раскрыть содержание полученного задания.
Для организации коллективной работы группы во время индивидуального опроса преподаватель может дать и такое задание, как приведение примеров потому или иному положению ответа.
Таким образом, чтобы вызвать при проверке познавательную активность учащихся всей группы, целесообразно сочетать индивидуальный и фронтальный опрос.
Важное значение имеет умение преподавателя управлять опросом. Оно заключается в умении слушать учащегося, наблюдать за процессом его деятельности, корректировать эту деятельность. Преподаватель не должен торопить или без особой надобности прерывать учащегося. Это допускается только в тех случаях, когда учащийся делает грубые ошибки, либо отвечает не по существу. Если отвечающий не в состоянии понять и исправить ошибку, преподаватель вызывает другого учащегося для ее исправления. В необходимых случаях целесообразно наводящими вопросами помогать учащемуся, не подсказывая ему правильного ответа.
Длительность устного опроса зависит от учебного предмета, вида занятий, индивидуальных особенностей учащихся.
В процессе устного опроса преподавателю необходимо побуждать учащихся использовать при ответе схемы, чертежи, действующие модели, лабораторное и заводское оборудование.

Для углубления и расширения знаний учащихся, можно дать индивидуальные задания исследовательского характера, например, подготовить сообщение по проблемным вопросам учебного материала, по истории вопроса.
Заключительная часть устного опроса – подробный анализ ответов учащихся.
Преподаватель отмечает положительные стороны, указывает на недостатки ответов, делает вывод о том, как изучен учебный материал. При оценке ответа учитывает его правильность и полноту, сознательность, логичность изложения материала, культуру речи, умение увязывать теоретические положения с практикой, в том числе и с будущей профессиональной деятельностью.
Устный опрос как метод контроля знаний, умений и навыков требует больших затрат времени, кроме того, по одному и тому же вопросу нельзя проверять всех учащихся. Поэтому опытные преподаватели в целях рационального использования учебного времени проводят комбинированный, уплотненный опрос, сочетая устный опрос с другими методами: письменным опросом по карточкам, с самостоятельной работой. Все это позволяет при тех же затратах времени проконтролировать работу большого количества учащихся. Так, пока одни работают у доски, другие выполняют работу по карточкам.

В процессе проверки знаний по истории и обществознания я использую различные виды опроса: фронтальный, групповой, индивидуальный. На каждом уроке проводится сразу несколько видов опроса: работа по карточкам, фронтальные ответы, работа с тестовыми заданиями. Это позволяет как можно больше опросить учащихся и меньше затратить времени.

Опрос на повторительно–обобщающих уроках несколько отличается от опроса на каждом уроке. Необходимо повторить большой объём материала. В основном все повторительно-обобщающие уроки строятся по одному плану с небольшими отличиями. В процессе опроса выделяются такие виды заданий:

Соотнесите даты и события;

Решите исторические задачи;

Разгадайте кроссворд;

Напишите исторический диктант;

Выполните работу по карточкам;

Определите, из какого документа взяты эти строки, определите автора этого документа;

Письменно ответьте на вопрос.

В процессе проведения опроса необходимо правильно оценивать ответы детей и научить ребят оценивать ответы своих товарищей.

Оценивание - метод косвенного наблюдения, состоящий в изучении явления через оценку (3), процесс выставления оценки (4).Оценка знаний и умений - это определение и выражение в условных знаках-баллах, а также в оценочных суждениях учителя степени усвоения учащимися знаний, умений и навыков, установленных программой, уровня прилежания в освоении дисциплины (5). Оценочная активность осуществляется на основе эталона или эталонов, которые выполняют функции критериев определения правильности или неправильности хода отдельных звеньев деятельности, деятельности в целом, качества полученного результата (6).

Критерии оценки знаний – это требования (признаки), на которые следует ориентироваться при оценке знаний (7).

Критериями могут выступать качественные характеристики знания. К объективным качествам (отражающим содержание обучения и не зависящим от субъекта) относятся полнота, глубина, оперативность, конкретность, обобщенность, систематичность, системность, развернутость, свернутость; к субъективным (составляющим характеристику личности) - осознанность, гибкость и прочность. Выделенные качества знаний взаимообусловлены, каждое содержит в себе в свернутом виде другие качества (8). Важными качествами знаний выступают полнота, глубина, осознанность.

Признаками сформированности умений являются гибкость (способность рационально действовать в различных ситуациях), стойкость (сохранение точности и темпа, несмотря на внешние помехи) и прочность (сохранение умения при его продолжительном не использовании; максимальная приближенность в выполнении к реальным условиям и задачам) (9).

Так как основным видом проверки знаний и умений студентов по дисциплине «Теория и методика обучения истории» является устный опрос в форме зачетов и экзаменов, то критериями устного ответа будут выступать следующие качества знаний:

Полнота - количество знаний об изучаемом объекте, входящих в программу;

Глубина - совокупность осознанных знаний об объекте;

Конкретность - умение раскрыть конкретные проявления обобщенных знаний (доказать на примерах основные положения);

Системность - представление знаний об объекте в системе, с выделением структурных ее элементов, расположенных в логической последовательности;

Развернутость - способность развернуть знания в ряд последовательных шагов;

Осознанность - понимание связей между знаниями, умение выделить существенные и несущественные связи, познание способов и принципов получения знаний.

Кроме того, следует добавить, что немаловажно для будущего учителя истории излагать свои мысли литературным грамотным языком.

Ответ студента по вопросу дисциплины «Теория и методика обучения истории» оценивается по четырехбальной системе:

«Отлично» ставится, если дан полный, развернутый ответ на поставленный вопрос; показана совокупность осознанных знаний об объекте изучения, доказательно раскрыты основные положения (свободно оперирует понятиями, терминами, персоналиями и др.); в ответе отслеживается четкая структура, выстроенная в логической последовательности; ответ изложен литературным грамотным языком; на возникшие вопросы преподавателя студент давал четкие, конкретные ответы, показывая умение выделять существенные и несущественные моменты материала.

«Хорошо» ставится, если дан полный, развернутый ответ на поставленный вопрос, показано умение выделять существенные и несущественные моменты материала; ответ четко структурирован, выстроен в логической последовательности, изложен литературным грамотным языком; однако были допущены неточности в определении понятий, персоналий, терминов, дат и др.

«Удовлетворительно» ставится, если дан неполный ответ на поставленный вопрос, логика и последовательность изложения имеют некоторые нарушения, допущены несущественные ошибки в изложении теоретического материала и употреблении терминов, персоналий; в ответе не присутствуют доказательные выводы; сформированность умений показана слабо, речь неграмотная.

«Неудовлетворительно» ставится, если дан неполный ответ на поставленный вопрос, логика и последовательность изложения имеют существенные нарушения, допущены существенные ошибки в теоретическом материале (фактах, понятиях, персоналиях); в ответе отсутствуют выводы, сформированность умений не показана, речь неграмотная.

Предложенные критерии оценки знаний и умений студентов исторического факультета по дисциплине «Теория и методика обучения истории» дают возможность преподавателю в соответствии с требованиями к уровню подготовки выпускника-специалиста оценить ответ обучающихся по одной из базовых дисциплин.


Опрос различных общественных слоев населения дает возможность составлять прогнозы в разных областях деятельности человека. Ответы респондентов рассматриваются как один из самых распространенных методов получения информации о субъектах.

Носитель информации при анкетировании имеет возможность дать на них письменный ответ без экспериментатора, в то время как опрос представляет собой акт непосредственного общения. При этом достаточно большую роль играют не только умело и четко поставленные вопросы, но и межличностные отношения, устанавливаемые в процессе беседы.

Исследователь, после формулировки исходной гипотезы, определяет те факторы, которые собирается изучить и, исходя из целей и задач, обдумывает систему вопросов. При этом первоначальные сведения о респонденте – возраст, уровень образования – являются важными.

По виду методы опроса бывают стандартизированные и не стандартизированные:

  • Стандартизированные опросы рассматриваются как строгие опросы. Они дают общее представление об исследуемой проблеме;
  • Не стандартизированные опросы в сравнении с первыми, менее строгие, без жестких рамок и позволяют, в зависимости от реакции респондентов на вопросы, варьировать поведение исследователя.

При составлении вопросов существуют определенные правила:

  1. Вопросы должны быть логичными и отдельными;
  2. Специальная, специфичная терминология не должна употребляться;
  3. Каждый вопрос должен быть краток;
  4. Каждый вопрос должен быть конкретен;
  5. Вопросы не должны содержать подсказку;
  6. Предотвращение в формулировке вопроса возможности получения шаблонных ответов;
  7. Язык вопроса не должен вызывать отторжение, например, не быть слишком экспрессивным;
  8. Вопросы внушающего характера недопустимы.

В опрос могут быть включены вопросы как закрытые, так и открытые, что будет зависеть от характера исследования. В закрытых вопросах предоставляется выбор ответа из нескольких пунктов, а на открытые вопросы респондент должен дать распространенный ответ. В первом случае недостатком будет вероятность невнимательного и необдуманного ответа, т.н. «автоматизм» в заполнении. Следствием является в этом случае искажение результатов тестирования.

Открытые вопросы, когда ответы даются в свободной форме, дают более точные результаты, но усложняют их обработку.

Существуют разные методы опроса, среди них:

  • Анкетирование;
  • Личностные тесты;
  • Метод лестницы;
  • Метод интервью.

Данные методы дают возможность быстро разобраться в интересующей проблеме и использовать в дальнейшем эти знания.

Критерии классификации опросов

Существуют определенные критерии, по которым все опросы можно классифицировать:

  • По способу получения информации, её интерпретации. По этому критерию существует:
  1. Анкетный опрос, который в виде анкеты вручается респонденту для заполнения;
  2. Социологическое интервью. Это наиболее гибкая форма работы с респондентом. В основании лежит очная или заочная (по телефону) беседа с респондентом по заданной проблеме;
  3. Экспертный опрос. В данном случае в качестве респондентов выступают эксперты.
  • По степени охвата генеральной совокупности:
    1. Сплошные опросы, охватывающие всю генеральную совокупность;
    2. Выборочные опросы. В данной ситуации опросом охватывается часть генеральной совокупности по принципам и правилам выборки.
  • По процедуре проведения выделяются:
    1. Индивидуальные опросы, они всегда проходят один на один в индивидуально-личностной форме;
    2. Групповые опросы, как правило, проходят с несколькими респондентами, иногда с целой группой.
  • По форме проведения опросы бывают:
    1. Устные;
    2. Письменные.
  • По способу коммуникации респондента и социолога:
    1. Контактные опросы, основанные непосредственно на личном контакте в процессе проведения опроса;
    2. Бесконтактные опросы.
  • По частоте проведения опросов:
    1. Разовые опросы населения по какой-либо проблеме;
    2. Повторные опросы.

    Основные методы опроса

    Известно, что опрос может проводиться в различной форме – анкетирование , интервью, беседа , социометрический метод, метод полярных баллов, экспертный опрос. Подробнее рассмотрим метод экспертного опроса.

    Метод экспертного опроса

    Под методом экспертного опроса понимается совокупность различных методов, приемов, техник, процедур. Выделяются следующие процедуры:

    • Обычный опрос, который предполагает проведение разового анонимного опроса. Это наиболее легкий опрос, как в организационном, так и экономическом отношении;
    • Многоступенчатый опрос. Задача экспертов здесь уже усложняется, потому что многоступенчатость вводится для того, чтобы на каждом последующем этапе эксперты решали более сложные задачи. Организовать многоступенчатый опрос можно по-разному, от общих вопросов к более конкретным вопросам или наоборот. В конце эксперты делают обобщения, используя метод «пирамиды».
    • Основным методом опроса в силу специфики экспертной аудитории, становится анкета, заполняемая экспертом, а не интервью. В анкете чаще используют открытые вопросы, позволяющие установить творческий потенциал эксперта и высказать оригинальную точку зрения;

    • Заочный и очный экспертный опрос. К заочному опросу относят письменный опрос, анкетирование, метод независимых характеристик, дельфийскую технику. Опрос связан с организационными трудностями, которые проявляются в низком уровне возврата анкет. Очным опросом является интервью, совещание, исследовательская беседа, «мозговая атака»;
    • Формализованный опрос экспертов. Это обычное анкетирование по вопросам, сформулированным как в открытой, так и в закрытой форме. От письменного сбора мнений его отличают цели, задачи и содержание. Анализ данных обычно статистический;
    • Метод независимых характеристик. Он дает обобщенную оценку одного явления, а информация о нем поступает из разных источников. На начальном этапе разные мнения сравниваются и сопоставляются. На втором этапе, с помощью математико-статистических процедур, происходит их обработка и сопоставление. Достоверные выводы формулируются на заключительном третьем этапе;
    • «Дельфийская техника». Это самая распространенная процедура проведения экспертного опроса. Опрос экспертов происходит в несколько туров, обработка результатов каждого тура, информирование о результатах и повторение такой же процедуры:
    1. Первый тур – ответы без аргументации. Выделение крайних и средних суждений после обработки и сообщение экспертам;
    2. Повторное обращение к оценкам опрашиваемых экспертов, чтобы пересмотреть свои взгляды и суждения, т.к. у них было время на размышление. После этого тура новые оценки тоже обрабатываются, крайние и средние мнения обобщаются, итоги снова докладываются экспертам. Такое повторение идет 3-4 раза. Как показала практика, после четвертого тура мнение экспертов уже не меняется. В результате вырабатывается согласованная оценка.

    Общую оценку методом «Дельфы» выводит не математика и статистика, а сами люди;

  • Метод «мозговой атаки» – наиболее известный метод коллективного принятия творческих решений. Метод представляет собой неструктурированный, свободный процесс генерирования собственных идей вокруг заданной темы. Разработан и описан он был в 1938 г. американским психологом А.Ф. Осборном.
    Случайные статьи

    Вверх