Понятие об основных свойствах нервной системы. Основные тезисы. Свойства нервной системы Что относиться к основным свойствам нервной системы

Свойства нервной системы - ее природные, врожденные особенности, влияющие на индивидуальные различия в формировании способностей и характера (Павлов).

Основные свойства нервной системы (Павлов):

1) Сила нервной системы - показатель работоспособности, выносливости нервных клеток при воздействии на них повторяющихся или сверхсильных раздражителей. Основной признак силы нервной системы по отношению к возбуждению - способность нервной системы выдерживать, не обнаруживая запредельного торможения, длительное или часто повторяющееся возбуждение. Чем больше сила нервной системы, тем выше пороги чувствительности. Основной признак силы нервной системы по отношению к торможению - способность выдерживать длительное или часто повторяющееся действие торомзного раздражителя.

Теплов: сила нервной системы проявляется не в том, какова продуктивность деятельности данного человека, а в том, какими способами и при каких условиях он достигает наибольшей продуктивности.

2) Уравновешенность (или баланс нервных процессов) - соотношение основных нервных процессов (возбуждения и торможения), вовлеченных в выработку положительных или отрицательных условных рефлексов.

3) Подвижность нервных процессов - скорость переделки знаков раздражителей и скорость возникновения и прекращения нервных процессов. Способность нервной системы быстро реагировать на изменения среды, способность перехода от одних условных рефлексов к другим в зависимости от среды.

В настоящее время некоторые физиологи вместо свойства уравновешенность говорят о динамичности - легкость, с которой нервная система генерирует процесс возбуждения или торможения. Основной признак этого свойства - быстрота выработки условных рефлексов и дифференцировок. Также из свойства подвижность выделяют свойство лабильность - скорость возникновения и прекращения нервного процесса.

Каждое из этих свойств может быть различным по отношению к процессам возбуждения и торможения. Следовательно, нужно говорить об уравновешенности нервных процессов по каждому из этих свойств.

Типология ВНД по Павлову

"Тип ВНД" употреблялось Павловым в двух смыслах:

1) Тип ВНД - это сочетание основных свойств процессов возбуждения и торможения;

2) Тип ВНД - характерная "картина" поведения человека или животного.

Свойства ВНД Тип Название Гиппократа Основные функциональные характеристики
Сила Слабый Меланхолик Выработка условных рефлексов затруднена.

Легко развивается внешнее торможение

Выработка условных рефлексов протекает легко. Угашение протекает медленно

Уравновешенность, сила Сильный, неуравновешенный

Сильный, уравновешенный

Холерик Выработка положительных условных рефлексов облегчена, отрицательных - затруднена.

Выработка и положительных и отрицательных условных рефлексов облегчена

Подвижность, сила, уравновешенность Сильный, уравновешенный, инертный

Сильный, уравновешенный, подвижный

Флегматик

Сангвиник

Переделка торм. условных рефлексов на возбуд. затруднена

Переделка торм. усл. рефлексов на возбуд. облегчена.

Психика каждого человека уникальна. Ее неповторимость связана как с особенностями биологического и физиологического строения и развития организма, так и с единственной в своем роде композицией социальных связей и контактов. К биологическим обусловленным подструктурам личности относится прежде всего темперамент. Когда говорят о темпераменте, то имеют в виду многие психические различия между людьми - различия по глубине, интенсивности, устойчивости эмоций, эмоциональной впечатлительности, темпу, энергичности действий и другие динамические, индивидуально-устойчивые особенности психической жизни, поведения и деятельности. Тем не менее темперамент и сегодня остается во многом спорной и нерешенной проблемой. Однако при всем разнообразии подходов к проблеме ученые и практики признают, что темперамент - биологический фундамент, на котором формируется личность как социальное существо. Темперамент отражает динамические аспекты поведения, преимущественно врожденного характера, поэтому свойства темперамента наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психическими особенностями человека. Наиболее специфическая особенность темперамента заключается в том, что различные свойства темперамента данного человека не случайно сочетаются друг с другом, а закономерно связаны между собой, образуя определенную организацию, структуру, характеризующую 3 темперамента.

Итак, под темпераментом следует понимать индивидуально-своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, которые одинаково проявляясь в разнообразной деятельности независимо от ее содержания, целей, мотивов, остаются постоянными в зрелом возрасте и во взаимосвязи характеризуют тип темперамента.

История учений о типах темперамента

Создателем учения о темпераментах считается древнегреческий врач Гиппократ (V в. до н.э.). Он утверждал, что люди различаются соотношением 4 основных «соков организма» - крови, флегмы, желтой желчи и черной желчи, - входящих в его состав. Исходя из его учения, самый знаменитый после Гиппократа врач античности Клавдий Гален (II в. до н.э.) разработал первую типологию темпераментов, которую он изложил в известном трактате «De temperamentum» (лат. temperamentum - «соразмерность», «правильная мера»). Согласно его учению тип темперамента зависит от преобладания в организме одного из соков. Им были выделены темпераменты, которые и в наше время пользуются широкой известностью: сангвиника (от лат. sanguis - «кровь»), флегматика (от герч. phlegma - «флегма»), холерика (от греч. chole - «желчь») и меланхолика (от греч. tnelas chole - «черная желчь»). Эта фантастическая концепция имела огромное влияние на ученых на протяжении многих столетий.

С древнейших времен исследователи, наблюдая значительное разнообразие поведения, совпадающее с различиями в телосложении и физиологических функциях, пытались их упорядочивать, каким-то образом их группировать. Так возникли самые различные типологии темпераментов. Наибольший интерес представляют те из них, в которых свойства темперамента, понимаемые как наследственные или врожденные, связывались с индивидуальными различиями в особенностях телосложения. Эти типологии получили название конституционных типологий. Так, наибольшее распространение получила типология, предложенная Э. Кречмером, который в 1921 г. опубликовал свою знаменитую работу «Строение тела и характер». Главная его идея заключается в том, что люди с определенным типом телосложения имеют определенные психические особенности. Им было проведено множество измерений частей тела, что позволило ему выделить 4 конституциональных типа:

  • – Лептосоматик - характеризуется хрупким телосложением, высоким ростом, плоской грудной клеткой. Плечи узкие, нижние конечности - длинные и худые.
  • – Пикник - человек с выраженной жировой тканью, чрезмерно тучный, характеризуется малым или средним ростом, расплывшимся туловищем с большим животом и круглой головой яа короткой шее.
  • – Атлетик - человек с развитой мускулатурой, крепким телосложением, характерен высокий или средний рост, широкие плечи, узкие бедра.
  • – Диспластик - люди с бесформенным, неправильным строением. Индивиды этого типа характеризуются различными деформациями телосложения (например, чрезмерный рост, непропорциональное телосложение).

С названными типами строения тела Кречмер соотносит 3 выделенных им типа темперамента, которые он называет: шизотимик, иксотимик и циклотимик. Шизотимик имеет астеническое телосложение, он замкнут, склонен к колебаниям эмоций, упрям, малоподатлив к изменению установок и взглядов, с трудом приспосабливается к окружению. В отличие от него иксотимик обладает атлетическим телосложением. Это спокойный, маловпечатлительный человек со сдержанными жестами и мимикой, с невысокой гибкостью мышления, часто мелочный. Пикническое телосложение имеет циклотимик, его эмоции колеблются между радостью и печалью, он легко контактирует с людьми и реалистичен во взглядах.

Теория Э. Кречмера была очень распространена в Европе, а в США приобрела популярность концепция темперамента У. Шелдона, сформулированная в 40-х годах нашего столетия. В основе взглядов Шелдона также лежит предположение о том, что тело и темперамент - это 2 параметра человека, связанных между собой. Структура тела определяет темперамент, который является его функцией. У. Шелдон исходил из гипотезы о существовании основных типов телосложения, описывая которые он заимствовал термины из эмбриологии. Им были выделены 3 типа: 1) эндоморфный (из эндодермы образуются преимущественно внутренние органы); 2) мезоморфный (из мезодермы образуется мышечная ткань); 3) эктоморфный (из эктедермы развивается кожа и нервная ткань). При этом людям с эндоморфным типом свойственно относительно слабое телосложение с избытком жировой ткани; мезоморфному типу свойственно иметь стройное и крепкое тело, большую физическую устойчивость и силу; а эктоморфному - хрупкий организм, плоскую грудную клетку, длинные тонкие конечности со слабой мускулатурой. По У. Шелдону, этим типам телосложений соответствуют определенные типы темпераментов, названные им в зависимости от функции определенных органов тела: висцеротония (лат. viscera - «внутренности»), соматотония (греч. soma - «тело») и церебротония (лат. cerebrum - «мозг»). Лиц с преобладанием висцеротонии У. Шелдон называет висцеротониками, и далее, соответственно, соматотониками и церебротониками и считает, что каждый человек обладает всеми названными группами свойств. Однако различия между людьми определяются преобладанием тех или иных свойств.

В психологической науке большинство конституционных концепций стало объектом острой критики. Основной недостаток подобных теорий состоит в том, что в них недооценивается, а иногда просто открыто игнорируется роль среды и социальных условий в формировании психических свойств индивида. На самом деле, давно известна зависимость протекания психических процессов и поведения человека от функционирования нервной системы, выполняющей доминирующую и управляющую роль в организме. Теория связи некоторых общих свойств нервных процессов с типами темперамента была предложена И.П. Павловым и получила развитие и экспериментальное подтверждение в работах его последователей.

И.П. Павлов, изучая особенности выработки условных рефлексов у собак, обратил внимание на индивидуальные различия в их поведении и в протекании условнорефлекторной деятельности. Эти различия проявлялись прежде всего в таких аспектах поведения, как скорость и точность образования условных рефлексов, а также в особенностях их затухания. Это обстоятельство дало возможность И.П. Павлову выдвинуть гипотезу о том, что они не могут быть объяснены только разнообразием экспериментальных ситуаций и что в их основе лежат некоторые фундаментальные свойства нервных процессов - возбуждения и торможения. К этим свойствам относятся сила возбуждения и торможения, их уравновешенность и подвижность.

И.П. Павлов, различал силу воображения и силу торможения, считая их двумя независимыми свойствами нервной системы. Сила возбуждения отражает работоспособность нервной клетки. Она проявляется в функциональной выносливости, т.е. в способности выдерживать длительное или кратковременное, но сильное возбуждение, не переходя при этом в противоположное состояние торможения. Сила торможения понимается как функциональная работоспособность нервной системы при реализации торможения и проявляется в способности к образованию различных тормозных условных реакций, таких, как угасание и дифференцировка.

Говоря об уравновешенности нервных процессов, И.П. Павлов имел в виду равновесие процессов возбуждения и торможения. Отношение силы обоих процессов решает, является ли данный индивид уравновешенным или неуравновешенным, когда сила одного процесса превосходит силу другого. Третье свойство нервной системы по И.П. Павлову - подвижность нервных процессов - проявляется в быстроте перехода одного нервного процесса в другой. Подвижность нервных процессов проявляется в способности к изменению поведения в соответствии с изменяющимися условиями жизни. Мерой этого свойства нервной системы является быстрота перехода от одного действия к другому, от пассивного состояния к активному, и наоборот. Противоположностью подвижности является инертность нервных процессов. Нервная система тем более инертна, чем больше времени или усилий требуется, чтобы перейти от одного процесса к другому.

Выделенные И.П. Павловым свойства нервных процессов образуют определенные системы, комбинации, которые, по его мнению, образуют так называемый тип нервной системы, или тип высшей нервной деятельности. Он складывается из характерной для отдельных индивидов совокупности основных свойств нервной системы - силы, уравновешенности и подвижности процессов возбуждения и торможения. И.П. Павлов выделил 4 основных типа нервной системы, близких к традиционной типологии Гиппократа, основываясь на силе нервных процессов, различая сильные и слабые типы. Дальнейшим основанием деления служит уравновешенность нервных процессов, но только для сильных типов, которые делятся на уравновешенных и неуравновешенных, при этом неуравновешенный тип характеризуется преобладанием возбуждения над торможением. И, наконец, сильные уравновешенные типы делятся на подвижные и инертные, когда основанием деления является подвижность нервных процессов.

Выделенные И.П. Павловым типы нервной системы не только по количеству, но и по основным характеристикам соответствуют 4 классическим типам темперамента:

сильный, уравновешенный, подвижный - сангвиник;

сильный, уравновешенный, инертный - флегматик;

сильный, неуравновешенный тип с преобладанием возбуждения - холерик;

слабый тип - меланхолик.

Итак, И.П. Павлов понимал тип нервной системы как врожденный, относительно слабо подверженный изменениям под воздействием окружения и воспитания. По мнению И.П. Павлова, свойства нервной системы образуют физиологическую основу темперамента, который является психическим проявлением общего типа нервной системы. Типы нервной системы, установленные в исследованиях на животных, И.П. Павлов предложил распространить и на людей.

Однако нашему наблюдению доступны не физиологические процессы, поддающиеся исследованию только в лаборатории, а поведение, конкретная деятельность. Согласно И.П. Павлову, именно те аспекты поведения, в которых проявляются свойства нервных клеток, составляют темперамент. Тип нервной системы - это понятие, которым оперирует физиолог, психолог же пользуется термином темперамент. В сущности, однако, это аспекты одного и того же явления, рассматриваемого, с одной стороны, с точки зрения физиологии, а с другой - с точки зрения поведения. Именно в этом смысле можно вслед за И.П. Павловым сказать, что темперамент человека есть не что иное, как психическое проявление типа высшей нервной системы.

Типология И.П. Павлова стала источником огромного числа опытов и исследований в этой области. Многие физиологи и психологи, продолжая работу И.П. Павлова, проводили дальнейшие исследования на животных, распространяя их на другие виды: мышей, крыс.

В 50-е годы были предприняты лабораторные исследования поведения взрослых людей. В результате этих исследований, проводившихся под руководством сначала В.М. Теплова, а затем - В.Д. Небылицына, типология И.П. Павлова была дополнена новыми элементами, были разработаны многочисленные приемы исследования свойств нервной системы у человека, экспериментально выделены и описаны еще 2 свойства нервных процессов: лабильность и динамичность. Лабильность нервной системы проявляется в скорости возникновения и прекращения нервных процессов. Сущность динамичности нервных процессов составляют легкость и быстрота образования положительных (динамичность возбуждения) и тормозных (динамичность торможения) условных рефлексов.

В настоящее время в науке накоплено множество фактов о свойствах нервной системы и по мере их накопления исследователи придают все меньшее значение типам нервной системы, тем более их магическому числу (4), фигурирующему почти во всех работах И.П. Павлова о темпераменте. Прежде всего подчеркивается значение исследований отдельных фундаментальных свойств нервной системы, в то время как проблема разделения на типы отступает на второй план. Поскольку типы образуются из комбинаций указанных свойств, лишь более глубокое познание последних может обеспечить понимание и осуществление правильной типологии.

Однако несомненно, что каждый человек имеет вполне определенный тип нервной системы, проявления которого, т.е. особенности темперамента, составляют важную сторону индивидуально психологических различий.

К основным свойствам нервной системы относятся физиоло­гические свойства, отражающие особенности протекания нервных процессов возбуждения и торможения в центральной нервной системе.

И. П. Павлов одним из первых высказывал мысль о необхо­димости объяснения сложных психических явлений динамикой основных нервных процессов. Однако, по современным данным, в основе психики лежат более сложные, еще малоизученные моз­говые информационные процессы, имеющие электрофизиологическую и биохимическую природу. Свойства нервной системы, в понимании Павлова, являются физиологической основой (бази­сом) темперамента и лишь в некоторой степени других психоло­гических свойств человека.

Основные положения теории свойств нервной системы сфор­мулированы И. П. Павловым и получили дальнейшее развитие в работах Б. Н. Теплова и В. Д. Небылицына. В качестве основных свойств нервной системы выделены: сила, динамичность, лабиль­ность и подвижность нервных процессов.

Сила нервной системы (или сила возбуждения) - способность индивида выдерживать интенсивную и/или длительную стиму­ляцию, не выходя в запредельное охранительное торможение. В основе этого свойства лежит выносливость (работоспособность) нервных клеток к длительному действию раздражителя, дающе­го концентрированное, сосредоточенное в одних и тех же нервных центрах и накапливающееся в них возбуждение, или к кратко­временному действию сверхсильных раздражителей. Чем «сла­бее» нервная система, тем раньше нервные центры переходят в состояние утомления и охранительного торможения.

Б. Н. Теплов и В. Д. Небылицын внесли дополнение в пред­ставления о силе нервной системы. Они рассматривали силу как биполярное свойство: один из полюсов - устойчивость, а дру­гой - чувствительность нервной системы. Причем отношениеустойчивости к чувствительности нервной системы - величина постоянная (E/S = const). Эта идея послужила основой для со­здания инструментальных методов оценки силы нервной системы с помощью измерения различных характеристик сенсорной чув­ствительности. Она способствовала также выяснению взаимосвязи между понятиями силы нервной системы и возбудимости. Поня­тие активированности (возбудимости) как относительно стабиль­ной черты, отражающей индивидуальные различия в уровне акти­вации нервной системы, дало возможность выйти за пределы тра­диции в исследованиях биологической основы темперамента.

Активация определяется как энергетическая неспецифичес­кая функция мозга. Центральное положение концепции актива­ции - понятие об оптимуме возбуждения, в соответствии с кото­рым индивидуум своим поведением регулирует уровень возбуж­дения таким образом, чтобы достичь илц сохранить его опти­мальный уровень в разных условиях жизнедеятельности.

Динамичность нервной системы - это легкость и быстрота, с которой генерируются в мозговых структурах нервные процес­сы в ходе образования возбудительных и тормозных условных рефлексов. Система, быстро обеспечивающая формирование по­ложительной замыкательной связи, будет более динамичной по отношению к возбуждению, а система, быстро образующая тор­мозные условные рефлексы, будет динамичной по отношению к торможению.

Лабильность - свойство нервной системы, связанное со ско­ростью возникновения, протекания и прекращения нервного про­цесса. Это - параметр нервного субстрата, соответствующий фун­кции воспроизведения частоты следующих одно за другим раз­дражений и определяющий быстроту возникновения и прекра­щения вызываемых раздражителем циклов возбуждения.

Подвижность нервной системы - скорость движения, распро­странения нервных процессов, их иррадиации и концентрации, а также взаимного превращения. Подвижность нервных процессов определяет способность к быстрой смене одного раздражительного процесса другим, возбуждения торможением и наоборот. Ско­рость распространения процессов по нейронным комплексам коры определяет такую интегральную характеристику мозга, как ско­рость центральной обработки информации и скоростные пара­метры процесса принятия решения.

Каждое из перечисленных свойств нервной системы рассмат­ривается отдельно по отношению к процессам возбуждения и тор­можения (второй уровень классификации свойств нервной систе­мы). Выделяют два независимых свойства силы: сила нервной системы относительно процесса возбуждения и сила нервной си­стемы относительно процесса торможения. Соотношение одноимен­ных свойств нервной системы определяется как баланс или урав­новешенность процессов возбуждения и торможения по соответ­ствующему свойству (третий уровень классификации). Таким об­разом, существуют первичные (сила, динамичность, лабильность и подвижность возбудительного и тормозного процессов в отдель­ности) и вторичные (баланс процессов возбуждения и торможе­ния по силе, динамичности, лабильности и подвижности) свой­ства нервной системы.

В. Д. Небылицын предложил выделять общие и частные свой­ства нервной системы. Частные, или парциальные, свойства ха­рактеризуют в основном те мозговые структуры, к которым адре­суются применяемые стимулы. В основе частных свойств лежат физиологические особенности отдельных анализаторов или осо­бенности структуры сенсорного аппарата мозга.

Исходя из системной концепции П. К. Анохина, В. Н. Русалов выделил три уровня организации мозгового обеспечения фун­кциональной системы деятельности:

Мозг (нервная система) как единое целое.

Большие или малые блоки мозга (полушария, анализато­ры, подкорковые структуры и т. п.).

Отдельные нервные элементы (нейроны), выполняющие функцию интеграции разнородных возбуждающих и тормозных импульсов.

Для изучения свойств нервной системы на разных уровнях нервной организации применяются физиологические методики, соответствующие этим уровням. Содержание понятия свойства нервной системы (например, силы, лабильности) является еди­ным на всех уровнях, которые обеспечиваются разными нервны­ми механизмами.

В. Д. Небылицын, изучая теоретические основы «оператив­ной надежности» человека, под которой он понимал способность устойчиво поддерживать оптимальные рабочие параметры (рабо­тоспособность, бдительность, помехоустойчивость) в течение оп­ределенных промежутков времени и при различных сложных ус­ловиях обстановки, отмечал, что такая надежность существенно зависит от индивидуальных проявлений основных свойств нервной системы, в первую очередь от силы по отношению к возбужде­нию и от функциональной подвижности нервных процессов.

Для многих профессий свойственны длительное напряжение психофизиологических функций или частая смена процессов воз­буждения и торможения, что в целом отрицательно сказывается на работоспособности головного мозга. Утомление нервных кле­ток приводит к развитию общего утомления. Поскольку работо­способность головного мозга находится в прямой зависимости от силы возбуждения, то высокие параметры этого свойства нервной системы Позволяют человеку работать в высоком темпе длитель­ное время без признаков утомления и снижения качества дея­тельности. Многие исследователи отмечают, что лица со «сла­бой» нервной системой избегают не только опасных ситуаций, но и утомительных работ.

В условиях однообразной деятельности, особенно протекаю­щей в медленном темпе, в центральной нервной системе развива­ются тормозные процессы и связанные с ними изменения психи­ческого состояния, определяемые как монотония. Состояние мо- нотонии быстрее развивается у лиц с высоким уровнем свойства силы нервной системы, поэтому они в меньшей степени пригод­ны для однообразной монотонной работы. При многократном повторении однотипных действий в центральной нервной систе­ме развивается превентивное угасательное торможение, которое по причине снижения возбудимости задействованных нервных структур делает последовательно поступающие сигналы к дея­тельности как бы все более и более слабыми. Субъективная ин­тенсивность стимулов в определенный момент становится такой, что она оказывается недостаточной для вызова возбуждения в нервных элементах временной связи, но вполне достаточной для усиления превентивного торможения. Это ослабление физиоло­гического эффекта стимулов, ведущее к развитию тормозного состояния, быстрее развивается в нервной системе с высоким уров­нем свойства силы, так как она имеет более низкую чувствитель­ность по сравнению со «слабой» нервной системой.

Иначе обстоит дело с ролью силы возбуждения и механизмом развития монотонии в тех профессиях, где специалист вынужден работать в режиме длительного ожидания сигнала к действию. Ис­следования показали, что в таких условиях у лиц с «сильной» нерв­ной системой состояние монотонии отмечается значительно позднее, чем у лиц со «слабой» нервной системой. Физиологические меха­низмы, объясняющие причины таких различий, заключаются в том, что при сенсорной депривации (при недостатке внешних сиг­налов) функциональный тонус «слабой» нервной системы из-за не­достатка собственных энергетических ресурсов снижается быстрее, чем у лиц с «сильной» нервной системой. Функциональный тонус «слабой» нервной системы поддерживается на оптимальном уров­не работоспособности не столько собственными энергетическими ресурсами, сколько воздействием внешних раздражителей низких интенсивностей. Зона оптимальной работоспособности «слабой» не­рвной системы, таким образом, ограничивается не только со сторо­ны большого числа раздражителей высоких интенсивностей, но и со стороны слишком малого числа раздражителей малых интен­сивностей. Роль силы возбуждения в условиях такой деятельности существенно возрастает при переходе к активным действиям и, осо­бенно, в случаях возникновения критических ситуаций.

«Сильная» нервная система обладает высокой помехоустой­чивостью. Физиологической предпосылкой этому служит ее спо­собность образовывать концентрированный очаг возбуждения такой интенсивности, при которой сильные помехи не способны его разрушить. В то же время «сильная» Анервная система, по причине своей сравнительно малой чувствительности, в меньшей степени реагирует на слабые сигналы.

Успешность профессиональной деятельности людей зависит также и от уровня других свойств нервной системы. В частности, от функциональной подвижности нервных процессов, которая особенно важна в тех профессиях, где одним из решающих явля­ется скоростной фактор. Люди с высоким уровнем функциональ­ной подвижности нервных процессов («подвижные») способны выполнять трудовые операции в повышенном темпе. Люди с низ­ким уровнем функциональной подвижности нервных процессов («инертные») со скоростной работой справляются плохо. «Инерт­ные» вырабатывают различные формы индивидуального стиля деятельности, направленные на компенсацию низкого уровня функциональной подвижности нервных процессов за счет исполь­зования различных подготовительных и профилактических при­емов, позволяющих выполнять отдельные скоростные операции. Однако индивидуальный стиль не всегда может компенсировать низкую функциональную подвижность нервных процессов.

Успешность овладения любой профессией в значительной мере зависит от динамичности нервной системы.

Таким образом, основные свойства нервной системы, являясь в физиологическом отношении стойкими и базовыми индикато­рами индивидуальных различий, влияют на динамические ас­пекты психики человека, на результативность решения различ­ных профессиональных задач, особенно в экстремальных услови­ях, на сохранение психического и соматического здоровья.

Индивидуальные особенности основных нервных процессов в значительной мере определяют такую устойчивую характери­стику человека, как темперамент. Наиболее физиологически обоснованной является теория темперамента, разработанная Г. Ай­зенКом. Согласно этой теории, темперамент определяется соот­ношением психотизма (Р), экстраверсии (Е) и нейротизма (JV).

Психотизм - это характеристика личности, отражающая сте­пень предрасположенности к психическим отклонениям. Лицам с высоким уровнем психотизма свойственны: эгоцентричность, эгоизм, бесстрастность, неконтактность, ригидность.

Нейротизм - свойство личности, отражающее степень эмо­циональной неустойчивости, тревоги, сочетающихся с расстрой­ством вегетативных функций, нарушением социальной адапта­ции. Выраженный нейротизм рассматривается как предрасполо­женность к развитию неврозов. Противоположный полюс этого свойства - стабильность заключается в психологической устой­чивости, способности к целесообразной личностной адаптации,

отсутствии резких перепадов настроения, в ровном, спокойномповедении.

Согласно Айзенку, переменные экстраверсия-интроверсия и нейротизм-стабильность - ортогональны, т. е. независимы, не корре­лируют между собой. Каждая из них представляет собой контину­ум оценок между двумя полюсами крайней выраженности измеря­емого качества. Известные типы темперамента по классификации Гиппократа-Галена могут быть описаны в терминах теории Ай­зенка (см. модель «Круг Айзенка», представленную на рис. 5.2).

Существует большое количество подтверждений того, что ха­рактеристики Р, Е и N в значительной степени определяются ге­нетическими факторами. Установлено много социальных прояв­лений личностных различий по Р, Е и N: в преступности, в сексу­альном поведении, психических болезнях, в выборе занятий и профессиональной деятельности, успешности обучения и уровне достижений, предрасположенности к несчастным случаям.

В диагностике основных свойств нервной системы использу­ются такие психофизиологические методы, которые не требуют от испытуемых специальных знаний, умений, навыков или ка­кой-либо специальной подготовки.

Наиболее изученным основным свойством нервной системы является сила нервного возбудительного процесса (или сила нерв­ной системы по отношению к возбуждению). Все существующие методики данного свойства можно отнести к одной из трёх групп методических приемов.

К первой группе относятся методики, направленные на оцен­ку способности выдерживать длительное и концентрированное или очень сильное возбуждение, сопротивляемость к тормозяще­му действию посторонних раздражителей, особенности концент­рации возбуждения.

Вторую группу методических приемов оценки силы нервного возбудительного процесса составляют те, которые основаны на учете индивидуальных различий в абсолютной чувствительности или возбудимости нервной системы.

К третьей группе относятся методики и их модификации, учи­тывающие особенности абсолютной чувствительности анализато­ров, т. е. изучающие особенности сенсомоторных реакций. Лица со слабой нервной системой, имея более высокую чувствитель­ность, быстрее реагируют на слабые сигналы. В то же время на сигналы большой интенсивности в слабой нервной системе быст­рее развивается запредельное торможение.

Некоторые простейшие методики оценки свойств нервной системы приведены на с. 87-92.

Вопросы для самоконтроля

1. Дайте определения и характеристику основным свойствам нервной системы.

2. Перечислите и дайте характеристику уровням классифика­ции основных свойств нервной системы.

3. Каким образом взаимосвязаны основные свойства нервной системы и успешность деятельности специалистов различных про­фессий?

4. Какие методики оценки основных свойств нервной систе­мы вы знаете?

Задание для самостоятельной подготовки

1. Используя приведенные нас. 87-92 методики, самостоя­тельно проведите исследование силы и подвижности основных нервных процессов.

Вопросы для тестового контроля

1. В работах Б. Н. Тешгова и В. Д. Небылицына в качестве основных свойств нервной системы выделены:

а) возбуждение и торможение нервной системы;

б) сила, динамичность, лабильность и подвижность нервных процессов;

в) наследственно закрепленные свойства организма реагиро­вать на стимулы, поступающие из окружающей среды;

г) все ответы верны;

д) все ответы неверны.

2. «Сильная» нервная система обладает:

а) высокой помехоустойчивостью;

б) высокой скоростью переработки информации;

в) быстрым развитием состояния монотонии в условиях сен­сорной депривации;

г) все ответы верны;

д) все ответы неверны.

3. Люди с низким уровнем функциональной подвижности нервных процессов («инертные»):

а) способны выполнять трудовые операции в повышенном темпе;

б) со скоростной работой справляются плохо;

в) не способны к вырабатыванию индивидуального стиля дея­тельности;

г) все ответы верны;

д) все ответы неверны.

4. Психотизм - это характеристика личности, отражающая:

а) степень предрасположенности к психическим отклонениям;

б) степень эмоциональной неустойчивости, тревоги, сочетаю­щихся с расстройством вегетативных функций, нарушением со­циальной адаптации;

в) предрасположенность к развитию неврозов;

г) все ответы верны;

д) все ответы неверны.

Теппинг-тест

Методика предназначена для оценки силы (выносливости) нервной системы по двигательному анализатору. Высокие значе­ния свидетельствуют о малой подверженности нервных центров двигательного анализатора утомлению, развивающемуся в них вследствие интенсивной работы мелких мышц кисти руки.

Обследование состоит в том, что испытуемый в течение 2 ми­нут должен в максимальном темпе ставить точки карандашом на листе чистой бумаги формата А4. Чем больше общее количество поставленных точек (N общ., табл. 5.2), тем выше манипуляци­онная подвижность кисти руки и сила нервной системы.

Таблица 5.2

Шкала балльных оценок показателей методики «Теппинг-тест»

В последнее время созданы многочисленные аппаратно-про­граммные комплексы, реализующие эту и другие психофизиоло­гические методики в автоматизированном варианте на базе ПЭВМ.

Буквенно-числовая методика оценки функциональной подвижности нервных процессов

Методика разработана В. И. Рыжковым как вариант методи­ки А. Е. Хильченко. В ней предусмотрены два типа вербальных стимулов, один из которых несет положительную информацию, другой тормозную. От испытуемого требуется безошибочное диф­ференцирование стимулов, предъявляемых в навязанном темпе.

Успешное дифференцирование стимулов в этих условиях может быть достигнуто только при высоких скоростных характеристи­ках нервной деятельности, обеспечивающих как быстрое пере­ключение с одной положительной реакции на другую, так и бы­стрый переход от возбуждения к торможению и наоборот. Ус­пешное выполнение методики в определенной мере зависит так­же от объема слуховой кратковременной памяти и от скорости двигательных актов. Иными словами, по своему психофизиоло­гическому содержанию методика направлена на оценку скорости центральной переработки информации, процесса принятия и ис­полнения решений (функциональной подвижности нервных про­цессов).

Для проведения обследования необходимо иметь магнито­фон со звуковыми колонками (или головные телефоны на каж­дого испытуемого), магнитную ленту с записью программы ис­пытаний (табл. 5.3), по два регистрационных бланка для отве­тов для каждого испытуемого, заточенные карандаши или ша­риковые ручки, классную доску и «ключ» с правильными от­ветами (табл. 5.4).

Таблица 5.3

Программа испытаний Первое задание (продолжительность пауз - 2 секунды)

Д-85-47 Б-64-73 А-93-41 У-51-88 У-78-96 В-86-28 В-29-57
Д-42-81 Б-54-34 Д-52-82 Г-33-69 Г-47-93 Ж-48-36 Я-36-54
А-37-68 У-23-27 Р-22-48 Б-28-61 Ж-35-54 Р-36-51 Б-51-33
Д-7 5-73 Б-21-36 К-32-46 Б-54-32 Р-23-85 Д-23-28 К-21-25
А-24-3 5 Д-28-36
Второе задание (продолжительность пауз - - 1 секунда)
Б-24-36 Д-28-33 Д-28-44 У-21-37 А-36-31 Д-35-43 Г-34-82
А-36-78 Я-58-22 Р-41-88 Г-47-35 И-49-55 У-56-77 У-57-81
Я-55-62 Б-58-73 Г-85-33 В-61-86 Г-83-24 У-36-82 Р-28-44
Б-42-36 А-26-39 А-37-29 Д-39-27 В-45-89 Г-24-38 Б-39-22
А-37-25 А-36-92

Окончание табл. 5.3

Третье задание (продолжительность пауз - 0,5 секунды)

Таблица 5.4

«Ключ» к программе испытаний

Первое задание (пауза 2 с) Второе задание (пауза 1 с) Третье задание (пауза 0,5 с)
Четные Нечетные Четные Нечетные Четные Нечетные
78-96 85-47 24-36 21-37 36-92 37-25
86-28 93-41 28-44 35-43 24-38 45-89
54-34 29-57 34-82 47-35 42-36 39-27
52-82 33-69 36-78 49-55 28-44 37-29
48-36 47-93 58-22 57-81 36-82 85-33
36-54 23-27 36-82 85-33 58-22 57-81
22-48 51-33 28-44 37-29 36-78 49-55
32-46 - 75-73 42-36 39-27 34-82 47-35
54-32 23-85 24-38 45-89 28-44 35Л3
28-36 21-25 36-92 37-25 24-36 21-37

На магнитную ленту записываются группы сочетаний, каж­дое из которых состоит из одной буквы и двух пар двузначных чисел. Например: А-21-73, Д-24-82 или Б-28-31. Если в одной группе сочетаний оба числа нечетные (А-21-73) или оба числа четные (Д-24-82), то такие сочетания считаются правильными (положительные стимулы). Если в одной группе сочетаний одно число четное, а другое нечетное (Б-28-31 или Д-47-36), то такие сочетания считаются неправильными (тормозные стимулы).

Испытуемым предлагается записывать группы с правильными четными сочетаниями в левой половине регистрационного бланка для ответов, с нечетными правильными - в правой, а группы с неправильными сочетаниями (тормозные) - не записывать.

Все задание состоит из трех серий по 30 групп различных со­четаний в каждой. Количество четных и нечетных правильных сочетаний (положительных стимулов) в каждой серии в сумме составляет 60% от общего числа сочетаний. Каждая серия отли­чается продолжительностью пауз между группами сочетаний. В первой серии продолжительность пауз составляет 2 секунды, во второй - 1 секунду, в третьей - 0,5 секунды. Буквы, стоящие в начале каждой группы сочетаний, являются для испытуемых своеобразной помехой. При выполнении задания испытуемые дол­жны записывать буквы, но при обработке результатов они не учи­тываются. Для лучшего уяснения задания проводится тренировка на всех трех скоростях передачи информации. Для трениров­ки могут использоваться зачетные программы испытаний, но в этом случае передачу их начинают с середины серии сочетаний.

Перед началом обследования испытуемым раздаются регист­рационные бланки для ответов, карандаши или шариковые руч­ки. Проверяется исправность магнитофона, звуковых колонок или головных телефонов. Испытуемым зачитывается инструкция: «Сейчас вам с помощью магнитофона будут зачитаны различные буквенно-числовые сочетания типа: А-21-31, Д-28-32, Б-27-32 (по­казывается на доске или на демонстрационном плакате). Как видите, каждое сочетание состоит из одной буквы и двух пар двузначных чисел. Обратите внимание на различие групп. В пер­вой группе (А-21-31) оба числа нечетные (не делятся на два), во второй группе (Д-28-32)- четные (делятся на два), в третьей группе (Б-27-32) одно число нечетное, а другое четное. Те сочета­ния, в которых оба числа либо четные, либо нечетные, будем считать правильными/Сочетания, в которых одно число четное, а другое число нечетное, будем считать неправильными. Во вре­мя работы вы должны внимательно прослушать каждое сочета­ние до конца и определить, к какой категории оно относится. Записывать нужно только правильные сочетания. При этом чет­ные правильные сочетания необходимо записывать на левой по­ловине, нечетные правильные - на правой половине регистраци­онного бланка. Запись ведите столбиками сверху вниз. Прослу­шайте несколько сочетаний из тех, которые будут предъявляться (включается магнитофон и воспроизводится по 5-6 групп сочета­ний на каждой скорости). Заданий будет три, каждое из них от­личается продолжительностью пауз между сочетаниями. В пер­вом задании Продолжительность пауз составляет 2 секунды, во втором -" 1 секунду, в третьем - 0,5 секунды. Старайтесь быть предельно внимательными и собранными. Сейчас для лучшего уяснения задания мы проведем короткие тренировки по всем трем заданиям. Переверните бланки. Разделите чистую сторону блан­ка вертикальной чертой пополам. Напишите слева: «Четные пра­вильные», а справа - «Нечетные правильные». Внимание! (вклю­чается магнитофон) Начали тренировку! (контролируется правиль­ность усвоения инструкции)».

После тренировки подается команда: «Перевернуть листы!» Проводящий обследование отвечает на вопросы, а при необходи­мости разъясняет отдельные положения инструкции. К обследо­ванию приступают только тогда, когда инструкция по выполне­нию задания понятна всем испытуемым.

Обработка результатов производится с помощью «Ключа» (см. табл. 5.4). В каждом задании испытуемый должен записать по 10 четных и нечетных правильных сочетаний. Учитываетсяобщее количество правильно записанных сочетаний (Nnp). При подсчете общего количества правильно записанных сочетаний учи­тываются только числовые значения, буквы во внимание не при­нимаются. Малое количество правильно записанных (согласно «ключу» ответов) сочетаний свидетельствует о низкой функциональной подвижности нервных процессов (табл. 5.5).

Таблица 5М

Шкала балльных оценок показателей «Буквенно-числовой методики»

1). сила процесса возбуждения и торможения, зависящая от работоспособности нервных клеток;

2). уравновешенность нервной системы, т.е. степень соответствия силы возбуждения силе торможения (или их баланс);

3). подвижность нервных процессов, т.е. скорость смены возбуждения торможением и наоборот.

Сила возбуждения отражает работоспособность нервной клетки. Она проявляется в функциональной выносливости, т.е. в способности выдерживать длительное или кратковременное, но сильное возбуждение, не переходя при этом в противоположное состояние торможения.

Сила торможения понимается как функциональная работоспособность нервной клетки при реализации торможения и проявляется в способности к образованию различных тормозных условных реакций, таких, как угасание и дифференцировка.

Говоря об уравновешенности нервных процессов, И.П.Павлов имел в виду равновесие процессов возбуждения и торможения. Отношение силы обоих процессов решает, является ли данный индивид уравновешенным или неуравновешенным, когда сила одного процесса превосходит силу другого.

Подвижность нервных процессов проявляется в быстроте перехода одного нервного процесса в другой. Подвижность нервных процессов проявляется в способности к изменению поведения в соответствии с изменяющимися условиями жизни. Мерой этого свойства нервной системы является быстрота перехода от одного действия к другому, от пассивного состояния к активному, и наоборот. Противоположностью подвижности является инертность нервных процессов. Нервная система тем более инертна, чем больше времени или усилий требуется, чтобы перейти от одного процесса к другому (, С.384).

И.П.Павлов выяснил, что темперамент каждого животного зависит не от одного из свойств, а от их сочетания. Такое сочетание свойств нервной системы, которое определяет и индивидуальные особенности условно-рефлекторной деятельности и темперамент, он назвал типом нервной системы, или тип нервной деятельности. (, c. 408).

И.П.Павлов различал 4 основных типа нервной системы (,,):

1). сильный, уравновешенный, подвижный (“живой” по И.П.Павлову – сангвинический темперамент);

2). сильный, уравновешенный, инертный (“спокойный” по И.П.Павлову – флегматический темперамент);

3). сильный, неуравновешенный тип с преобладанием процесса возбуждения (“безудержный” тип, по И.П.Павлову – холерический темперамент);

4). слабый тип (“слабый”, по И.П.Павлову – меланхолический темперамент).

Выявленные И.П.Павловым основные комбинации свойств и типы нервной системы, от которых зависит темперамент, являются общими у человека и животных. Поэтому они получили название общих типов. Таким образом, физиологической основой темперамента является общий тип нервной системы (, c. 408).. Павлов связывал общие типы нервной системы с традиционными типами темперамента (холерик, сангвиник, флегматик и меланхолик), хотя понимал, что должны существовтаь и другие свойства нервной системы, и другие их комбинации, и, следовательно, другие типы темперамента.

Итак, И.П.Павлов понимал тип нервной системы как врожденный, относительно слабо подверженный изменениям под воздействием окружения и воспитания (, С.386).

Тип нервной системы – это понятие, которым оперирует физиолог, психолог же пользуется термином темперамент. В сущности, это аспекты одного и того же явления. Именно в этом смысел можно вслед за И.П.Павловым сказать, что темперамент человека есть не что иное, как психическое проявление типа высшей нервной системы.

В 50-е годы были предприняты лабораторные исследования поведения взрослых людей. В работах Б.М.Теплова и В.Д.Небылицына были расширены представления о свойствах нервной ситемы, открыты два новых свойства неврных процессов: лабильность и динамичность. Динамичность нервных процессов - свойство, которое определяет динамичность возбуждения или динамичность торможения (легкость и быстроту образования положительных и тормозных условных рефлексов), лабильность нервных процессов – свойство, определяющее скорость возникновения и прекращения нервных процессов (возбудительного или тормозного процесса) , .

В отличие от И.П.Павлова найдены и другие комбинации свойств нервной системы. Например, кроме неуравновешенного типа с преобладанием возбуждения существует неуравновешенный тип с преобладанием торможения и т.д.

Психические свойства темперамента и физиологические свойства нервной системы тесно взаимосвязаны. Биологический смысл этой взаимосвязи заключается в том, что с ее помощью достигается наиболее тонкое, четкое и своевременное приспособление к среде. Там, где приспособительная функция какого-либо свойства нервной системы не может быть осуществлена при помощи одного присущего ей свойства темперамента, она осуществляется при помощи другого присущего ей свойства темперамента, которое компенсирует первое. Например, низкая работоспособность слабого типа может иногда компенсироваться длительным отсутствием эмоционального пресыщения.

Происхождение типов нервной системы и темперамента и его изменение. И.П.Павлов называл общий тип нервной системы генотипом, т.е наследственным типом. Это подтверждается в опытах на селекции животных и при изучении одно- и разнояйцевых близнецов у человека, воспитывающихся в разных семьях. Несмотря на это, отдельные свойства темперамента в определенных пределах изменяются в связи с условиями жизни и воспитания (особенно в раннем детстве), вследствие перенесенных болезней, под воздействием бытовых условий и (в подростковом и даже зрелом возрасте) в зависимости от пережитых психологических конфликтов. Например, при суперопеке родителей ребенок может вырасти трусливым, нерешительным, неуверенным в себе человеком, обидчивым до крайности и ранимым до чрезвычайной степени.

От подобных изменений свойств темперамента следует отличать созревание темперамента. Тип темперамента формируется не сразу, со всеми характерными для него свойствами. Общие закономерности созревания нервной ситемы накладывают отпечаток и на созревание типа темперамента. Например, особенностью нервной системы в предшкольном и дошкольном возрасте является ее слабость и неуравновешенность, что накладывает отпечаток на свойства темперамента. Некоторые свойства темперамента, зависящие от типа нервной системы, в этом возрасте еще не проявляются в достаточной степени, появляются несколько позднее, фактически уже в школьном возрасте.

Основные свойства определенного типа темперамента проявляются постепенно, с возрастом, в зависимости от созревания нервной системы. Этот процесс называется созреванием темперамента .

Вступление

Тематика моей контрольной работы раскрывает основные понятия о высшей нервной деятельности, её типологии. Известно, что высшая нервная деятельность обеспечивается корой головного мозга. А значит, наша память, речь, внимание, мышление и многие другие виды психических процессов напрямую зависят от правильной работы коры, её адекватного восприятия и анализа всевозможных раздражителей.

Нервные процессы проистекающие в коре имеют определенные свойства (сила, соотношение, подвижность), которые образуют индивидуальные особенности высшей нервной деятельности, а значит подчеркивают индивидуальность каждого человека.

Типология высшей нервной деятельности указывает на то каким своеобразным способом индивид воспринимает окружающий его мир.


1. Основные свойства нервных процессов, определяющие поведение

Многолетнее изучение условных рефлексов позволило Павлову выделить три основных свойства нервных процессов, которые определяют индивидуальные особенности поведения животных, их темпераменты. Первое свойство – сила процессов возбуждения и торможения, характеризующая работоспособность корковых клеток. Это свойство определяется предельной силой раздражения, на которую могут быть образованы положительные и отрицательные условные рефлексы. У одних собак легко образуются условные рефлексы как на слабые, так и на сильные раздражители. Для других собак сильные раздражители (резкий звонок или трещотка) оказываются чрезмерными и вызывают в соответствующем пункте запредельное торможение, легко иррадиирущее по всей коре. У таких собак условные рефлексы образуются только на слабые или средней силы раздражители.

Второе свойство – соотношение, или баланс, силы процессов возбуждения и торможения, иными словами, их уравновешенность. У одних собак одинаково легко образуются как положительные, так и отрицательные условные рефлексы, у других сила процессов возбуждения и торможения неодинакова. Если процесс возбуждения превалирует над процессом торможения, то наряду с быстрым образованием положительных условных рефлексов наблюдается трудность выработки дифференцировок, особенно тонких; уже имеющиеся дифференцировки легко растормаживаются. У таких возбудимых собак перенапряжение тормозного процесса приводит к исчезновению всех ранее выработанных дифференцировок. Если, наоборот, процесс возбуждения оказывается более слабым, чем процесс торможения, то собака по своему поведению приближается к тем, у кого сильные раздражители вызывают общее корковое торможение. Третье свойство –подвижность процессов возбуждения и торможения, т.е. скорость, с которой они могут сменять друг друга. У одних собак возникшее возбуждение или торможение носит как бы застойный характер, медленно сменяясь на противоположный процесс. Переделка положительного рефлекса в отрицательный, а отрицательного в положительный происходит у них с трудом. Быстрая смена положительных и отрицательных раздражителей иногда может привести даже к нарушению корковой деятельности. у других собак наоборот, корковые клетки легко справляются с задачей, требующей быстрой смены процессов возбуждения и торможения; в эксперименте нетрудно добиться взаимной переделки положительных и отрицательных рефлексов. Это свойство приобретает существенное, определяющее значение при достаточной силе и уравновешенности процессов возбуждения и торможения и отступает на второй план при слабости обоих процессов или одного из них.


2. Типы высшей нервной деятельности

Индивидуальные особенности высшей нервной деятельности собак крайне разнообразны, так как весьма различными могут быть градации силы, баланса и подвижности нервных процессов. Павлову удалось выделить четыре основных типа – один слабый и три сильных (доп. №1). Собак, корковые клетки которых обладают достаточной силой процессов возбуждения и торможения, Павлов делит на неуравновешенных и уравновешенных, а последних в свою очередь – на животных с подвижным и инертным характером корковых процессов. В конечном счете Павлов различает по указанным выше признакам следующие типы высшей нервной деятельности: слабый; неуравновешенный; живой, или подвижный; спокойный, или инертный. Слабый тип характеризуется очень низкой физиологической лабильностью нервных клеток коры больших полушарий, а следовательно, легкостью их перехода в состояние торможения под влиянием приходящих импульсов. Чрезмерная тормозимость клеток предопределяет низкий предел их работоспособности. Животные со слабым типом высшей нервной деятельности трусливы, в ответ на действие сильных или необычных раздражителей часто дают пассивно-оборонительную реакцию. Животные с неуравновешенным типом высшей нервной деятельности обладают достаточной силой нервных процессов и вместе с тем явным преобладанием возбуждения над торможением. Возбуждение корковых клеток может достигать большой силы и легко иррадиировать по коре, преодолевая торможение, что приводит к нарушению нормального соотношения процессов возбуждения и торможения. Такие собаки чрезмерно возбудимы, агрессивны, безудержны в своей агрессии и трудно поддаются воспитанию (дрессировке) вследствие легко возникающего срыва тормозных процессов, в частности дифференцировок. Живой или подвижный тип характеризуется большой подвижностью нервных процессов и вместе с тем достаточной их силой и уравновешенностью. Хорошо выраженные явления положительной и отрицательной индукции препятствуют чрезмерной иррадиации нервных процессов и обеспечивают быстроту и легкость перехода от одного процесса к другому. Корковые клетки для поддержания активного состояния нуждаются в притоке большого количества афферентных импульсов, без чего их возбудимость снижается, и развивается торможение, легко иррадиирующее по коре. Животные с живым типом высшей нервной деятельности подвижны, общительны, легко ориентируются в новой обстановке, живо реагируют на каждый новый раздражитель, не проявляя излишней агрессии; в однообразной, монотонной обстановке легко засыпают. Характерная черта спокойного или инертного типа – малая подвижность, застойность нервных процессов при достаточной их силе и уравновешенности. Возникший в корковой клетке процесс возбуждения или торможения сохраняется в течение некоторого времени, не проявляя тенденции к быстрой и значительной иррадиации. Животные со спокойным типом высшей нервной деятельности необщительны, слабо реагируют на новые раздражители, как бы игнорируя все, что делается вокруг них. Приведенная классификация типов представляет собой схему, которая лишь в некотором приближении отображает действительность. В жизни можно наблюдать различные вариации этих типов. Описанные типы высшей нервной деятельности можно обнаружить и у человека. Павлов с полным правом проводит аналогию между этими типами и темпераментами, в свое время описанными Гиппократом: слабому типу соответствует меланхолический темперамент, неуравновешенному – холерический, живому – сангвинический, спокойному – флегматический.


Подвижность его психических процессов, их устойчивость, но не определяет ни поведения, ни поступков человека, ни его убеждений, ни моральных устоев. 2. Анализ взаимосвязи свойств нервной системы и типов темперамента человека 2.1 Основные свойства темперамента личности Доказано, - что на земле нет двух людей с одинаковыми узорами пальцев рук, что на дереве нет двух совершенно одинаковых...



Но связи между ними сложно опосредованы условиями жизни, особенностями воспитания и развития и другими факторами. Глава 2. Эмпирическое исследование влияния свойств нервной системы на развитие характера человека 2.1 Цель, задачи, программа и методы исследования Великий русский физиолог, академик, лауреат Нобелевской премии И.П. Павлов (1849-1936 гг.), изучая процессы возбуждения и...

Комплексах этих свойств, так как научно обоснованное решение его целиком зависит от знания отдельных свойств и взаимоотношений между ними. Я перейду теперь к имеющему принципиальное значение вопросу о взаимоотношении между свойствами нервной системы, с одной стороны, и характерными формами поведения или психическими свойствами личности, - с другой. Я уже подчеркивал, что свойств нервной системы - ...

Нервной системы у успешных и не успешных школьников Задачи исследования: 1 Провести теоретический анализ влияния свойств нервной системы на успешность учения у младших школьников 2 Провести эмпирическое исследование взаимосвязи типов нервной системы и успешности учёбы у младших школьников. 3 Провести анализ результатов исследования 4 Сделать выводы и заключения Гипотеза: мы предполагаем, ...

Случайные статьи

Вверх